Форма входа





Добро пожаловать!
Почтовый адрес: taky08@rambler.ru
 
Айшаев О.О.
Главная | Регистрация | Вход
часть 6


Заключение

 

В начальный период Великой Отечественной войны, в период битвы за кавказ, когда решалась судьба войны и всей страны, командование армии на Южном фронте допустило ряд грубейших ошибок, которые послужили причиной разгрома 115-й национальной Кабардино-Балкарской кавалерийской дивизии летом 1942 года, неоправданных многочисленных человеческих жертв с нашей стороны, прорыва противника на Нальчикском направлении, в глубь Кавказа. В этих условиях наркомы внутренних дел, государственной безопасности, партийно-государственное руководство Кабардино-Балкарии, Совета обороны поддались панике, струсили, проявили некомпетентность и несостоятельность; они не смогли организовать население на достойное сопротивление противнику, в результате большая часть территории республики была оккупирована врагом; неуверенность в победе породила дезертирство. Дезертиры скрывались в горах; чем выкурить их оттуда, войскам НКВД гораздо легче оказалось уничтожить мирное балкарское население, ограбить их, сжечь дотла горные села Балкарии в Черекском ущелье.

Заметая следы своих злодеяний, преступники ухищрялись списать их на других путем составления лжедокументов, чтобы подальше спрятать правду. Спустя десятилетия все-таки правда победила ложь. Как обычно бывает. Но лица виновные в совершении геноцида, в физическом уничтожении балкарцев, не понесли уголовной ответственности, остались ненаказанными, их не лишили ни почестей, ни незаслуженных государственных наград и званий.

Улицы в Нальчике все еще продолжают носить имена двух генералов – Захарова и Козлова, причастных к сожжению балкарских сел Сауту и Глашево и уничтожению их мирных жителей в 1942 году64, хотя в постановлении Президиума ВС КБР говорится о необходимости проверки причастности к происшедшему в Черекском ущелье лиц, имена которых увековечены в названьях улиц.

Расстрелянные 700 мирных жителей, а по докладу командира отряда капитана Ф.Накина – до 1500 человек, 155 детей в возрасте от 1 года до 16 лет – не что иное, как биологический геноцид, направленный на физическое уничтожение малочисленного балкарского народа. Он проводился на государственном уровне.

По данным переписи 1939 года, в Черекском ущелье было 17 балкарских сел: Кюнюм, Турахабль, Ышканты, Фардык, Сауту, Чегет-Эль, Верхний Чегет, Нижний Чегет, Глашевы, Шаурдат, Зылгы, Темукуевы, Мухол, Тебен-Эль, Коспарты, Зарашкы, Мукуш, 1998 семей, 9745 человек.63Все эти села стерты с лица земли, от них остались одни лишь руины, они не значатся на карте республики. Названия этих сел продолжают храниться в памяти их бывших жителей, которые разбросано живут сегодня кто где попало. А ведь многие из них хотели бы вернуться туда, где веками жили их предки, оберегать их могилы от вандалов, сохранять памятники материальной и духовной культуры, прославлять традиционно-хозяйственный уклад своего народа и веками отработанную систему жизнеобеспечения, возродить былую славу в области животноводства, в различных промыслах и ремеслах. Но для этого нужна государственная поддержка: государство должно создать необходимые условия для жизнеобеспечения балкарцев, требуется комплекс мер по восстановлению их духовного наследия, удовлетворению культурных потребностей, воссозданию сел, стертых с лица земли по государственной вине. Осуществление такой программы положительно скажется на политическую реабилитацию, социально-экономическое развитие и культурное возрождение балкарцев, пострадавших от государственного геноцида.

В 1992 году исполнилось 50 лет геноцида мирных жителей балкарских сел в Черекском районе. В Верхней Балкарии почтили эту памятную дату траурным митингом. Его участники выразили свое возмущение кровавыми бесчинствами энкавэдэшников, осудили варварство бериевцев. На этом все и закончилось.

Спустя 10 лет, в 2002 году, в год 60-летия, ни одно СМИ Кабардино-Балкарии не упомянуло об этом гнусном факте геноцида балкарского народа; ни один чиновник республики не посчитал нужным в день 60-летия этой трагедии публично выразить соболезнование родным и близким сотен безвинно убитых властью людей и возложить цветы у основания памятника, поставленного им народом. Наоборот. Все органы власти и СМИ сделали вид, будто никогда и ничего подобного здесь не было.

Неужели и дальше будет так продолжаться? Слов не хватает по поводу черствости, бездушия и безразличия к варварству! Эти явления просто опасны и тревожны.

В период революционного обновления нашего общества, когда идет процесс демократизации, очищения всех сторон нашей жизни от деформаций и искажений общечеловеческих принципов гуманизма, усиливается стремление знать всю правду о прошлом, чтобы усвоить его уроки во имя будущего, следовало бы тему « Геноцид мирных жителей балкарских сел Черекского ущелья в ноябре-декабре 1942 года» включить в школьные и вузовские программы по «Истории Кабардино-Балкарии». Это позволит исключить разные спекуляции вокруг этой темы, неверные толкования, извращения исторической действительности, фальсификации. К сожалению, такой профессиональной болезнью страдают даже некоторые «маститые» историки, ученые, как, например, доктор наук, профессор В.Д. Дзидзоев. Они увлеченно занимаются сочинительством, направленным на обострение межнациональных отношений на Северном Кавказе, при этом игнорируют всякие достоверные источники.

В 2005 году Кабардино-Балкарский институт гуманитарных исследований провел региональную научно-практическую конференцию, посвященную 60-летию победы в Великой Отечественной войне в 1941-1945 годах. Материалы конференции были изданы отдельным сборником под названием «Кабардино-Балкария в годы Великой Отечественной войны». В этом сборнике опубликована статья В.Д. Дзидзоева и Э. Б. Сакиева «В поисках исторической истины (К вопросу анализа традиционных оценок участия мусульманских народов Северного Кавказа в Великой Отечественной войне)»65. Авторы статьи пишут: «…горные стрелки из дивизии «Эдельвейс» учинили зверскую расправу над мирным населением высокогорного аула Верхняя Балкария Черекского района (Кабардино-Балкарская АССР), расстреляв 310 балкарцев, в том числе 148 детей в возрасте от одного года до пятнадцати лет»66. Да будет им известно, что немецко-фашистские войска в Черекское ущелье вошли 10 декабря 1942 года, после трагических событий, о которых мы писали. Так что зверства учинены, но горные стрелки из дивизии «Эдельвейс» к геноциду над мирными жителями балкарских сел Черекского района КБАССР в конце ноября – начале декабря 1942 года никакого отношения не имеют. И не следует «в поисках исторической истины» искажать историческую действительность, по официальным данным были расстреляны не 310 балкарцев, а 700, не 148 детей, а 155 детей в возрасте от 1 года до 16 лет, а по докладу самого командира отряда капитана Накина – даже 1500 человек.

«Творениям» проф. В.Д. Дзидзоева присущи и сочинительства, порочащие поведение балкарского народа в период оккупации территории Кабардино-Балкарии немецко-фашистскими захватчиками.67Читая его опусы, все больше убеждаешься в том, что он выбрал для себя неблаговидное занятие. Порочность взятых мэтром на вооружение нечистоплотных методов «научной работы» давно уже и не раз доказана учеными-обществоведами.68

О геноциде мирных жителей балкарских сел Черекского района в ноябре-декабре 1942 года в народе слагают стихи и песни. Автором одной из таких песен является заслуженная артистка Кабардино-Балкарской Республики, артистка Республиканского балкарского драматического театра Раиса Токумаева. Ее песня называется «Вечный плач»; текст ее написан на балкарском языке, не стану переводить на русский, так как не будет столь потрясающим содержание.

 

ЁМЮРЛЮК ЖИЛЯУ!

 

Уллу Малкъар дейле, уллу Малкъар дейле

Бу тау ауузунда эллеге.

Сауту эли дейдиле, Глашлары дейле

Къара къанла жаугъан жерлеге.

 

Къызыл аскерибиз, кеси аскерибиз

Элни тёгерегин алдыла.

Ёмюр-ёмюрлеге айтыла турурча,

Бир уллу къыйынлыкъ салдыла.

 

Кечени белинде жукъу арасында

Былай армау болгъан анала,

Огъурсуз окъладан къыркъылып тюшелле,

Тау улакъчыкълача, балала.

 

Къозулу къойлагъа бёрюле чапханча,

Къан жугъу болуп тишлери,

Бирден къырып алып, сора ёртен салып,

Ма былагъа этген ишлери.

 

Ёмюр-ёмюрледе унутулмаз кибик,

Аллай къыйынлыкъ салдыла.

Юйюрлери къаннга къатыш болгъан кече

Атала урушда къалдыла.

 

Таулу аналаны къайсына жиляйыкъ,

Кече эшиклери къагъылгъан,

Сабийлеге тиймей, мени ёлтюрюгюз деп,

Жан алыучулагъа жалыннган.

 

Къырылгъан анала, къырылгъан сабийле –

Санап табылмайды санлары.

Къагъанакъчыкъланы къан ырхы болгъанды,

Бешикледен акъгъан къанлары.

 

Къарыусуз къартланы, жарлы аналаны

Огъурсуз окъла жетелле.

Сабий ёлюклерин ары-бери сюйреп,

Бир аман кюйсюзлюк этелле.

 

Жан алалмай тургъан, жаралы сабийге

Автоматларын буралла.

Бууаз келинлени къарынчыкъларына

Жютю сюнгюлени уралла.

 

Кюйген ёлюклени къара тютюнлери

Тангны жарыргъа къоймайла.

Жанларын алгъынчы таулу къызчыкъланы

Намыслары блай ойнайла.

 

Кимле сарнасынла, кимле сарнасынла

Бу къырылгъанланы санларын?

Жауун, жел да жуууп кетаралмагъанды

Ташлагъа тёгюлген къанларын.

 

Къара кече дейле, къанлы кече дейле,

Кечелери къалгъанд жарымай.

Биз а ёлгенлени тёбе-тёбе этебиз,

Кимле болгъанларын танымай.

 

Душман аскерле да эталмагъандыла

Къызыл аскер этген палахны,

Быллай кюйсюзлюкге чыдап, къарап тургъан

Кючю не уллу эди Аллахны.

 

Сауту эли дейле, Глашлары дейле

Бу къаниие этген жерлеге.

Битеу ёлгенлени бир жерге къуябыз,

Бирем-бирем салмай кёрлеге.

 

Шкокла атылгъан, сабийле жилягъан

Огъурсуз кечени къаугъасы.

Урушдан къайтырыкъ таулу аталагъа, -

Ма къызыл аскерни саугъасы.

 
 
 
 
 

 

 

 


Copyright MyCorp © 2024